Холодные асфальтобетонные смеси (холодный асфальт)
Холодный асфальт
Несмотря на применение современных материалов и технологий для ремонта асфальтобетонных покрытий дорог, проблема устранения появляющихся на них дефектов продолжает оставаться актуальной. В современных экономических условиях наиболее перспективными и экономически выгодными являются технологии, позволяющие производить ремонт в течение года с использованием холодной асфальтобетонной смеси. Важной задачей в настоящее время является обеспечение возможности круглогодичного проведения работ по строительству и ремонту дорожных асфальтобетонных покрытий и повышение их долговечности.
Описание холодного асфальта и состав
Холодный асфальт — это современный дорожный материал один из видов
асфальтобетонных смесей, который используется для ремонта и обслуживания дорожных покрытий.
В состав холодного асфальта входят битум, песок, щебень и другие материалы. Не зависимо от способа
приготовления и производителя холодных асфальтобетонных смесей, они должна быть удобообрабатываемы,
«живучи», т.е. не комковаться и не слеживаться, оставаться длительное время рыхлыми и обладать надлежащей
подвижностью. Особенностью холодного асфальта является то, что он может находиться в рыхлом состоянии
длительное время в зависимости от условий и температуры хранения, а так же состава смеси.
Преимущества холодных технологий заключаются в отсутствии необходимости делать
предварительную подготовку перед их применением. Такие смеси с температурой не ниже +5°С возможно укладывать
при минусовой температуре окружающего воздуха. В зависимости от условий укладки смеси разделяются на
два типа:
 тип I– для укладки при температуре окружающего воздуха выше +5 °С;
 тип II – для укладки при температуре окружающего воздуха от +5 °С до –25 °С.
Смеси разных типов отличаются составом органического вяжущего, его вязкостью или
плотностью, которые определяют время структурообразования при различных температурах. Холодный асфальт
производится из тех же материалов, что и обычный асфальт, но с некоторыми изменениями.
Особенности состава для холодного асфальта
- Щебень- Размер зерен щебня должен быть в пределах от 5 до 20 мм. Также щебень должен быть чистым, без примесей глины и других органических веществ. Прочным, морозостойким и устойчивым к воздействию агрессивных сред.
- Битум- Битум для холодного асфальта должен обладать высокой вязкостью и устойчивостью к старению. Использовать необходимо жидкий битум для возможности укладки в минусовую температуре. Морозостойким и не терять своих свойств при высоких температурах.
- Пластификаторы– Химические вещества, которые создают плёнку, препятствующую испарению углеводородов до того, как холодный асфальт будет уложен. Благодаря своему химическому составу позволяют повышать пластичность асфальта, снижать температуру хрупкости. Также повышать устойчивость к атмосферному влиянию и коррозионной активности.
Производство и применение холодного асфальта
Перед началом производства необходима подготовка компонентов смеси: минеральный наполнитель (гравий, песок или щебень), вяжущее вещество (битум), добавки (стабилизаторы, пластификаторы и др.). Холодная асфальтобетонная смесь производится на асфальтобетонном заводе путем перемешивания в смесителе загружаемого туда щебня и последующего ввода битума. Перемешивание этих компонентов продолжается в течение 20-25 сек. Перед засыпкой в смеситель щебень нагревается, но его температура должна быть не более 100 0С. Вес добавленного в смесь битума составляет, как правило, от 4,2 до 4,5% от веса щебенки.Последней операцией является добавка в смеситель по окончании перемешивания щебня и битума специальной добавки. Она добавляется в количестве 25-35 % от веса используемого битума. От количества используемой добавки холодный асфальт сохраняет свои свойства, т.е. зависит время хранения смеси. Подача добавки в битумную линию должна проводиться непосредственно в смеситель по отдельному рукаву. Период времени перемешивания после внесения добавки составляет 20-25 сек. После того как перемешивание будет завершено, холодная асфальтобетонная смесь готова к применению.
Применение холодного асфальта
Холодный асфальт используется для ремонта дорожного покрытия, создания временных дорог, благоустройства территорий возле домов и офисов, ландшафтного дизайна и гидроизоляции, а также устройства пешеходных и велосипедных дорожек, обустройства парковок и стоянок автомобилей. Холодный асфальт идеально подходит для срочного ямочного ремонта, является удобным материалом для самостоятельного асфальтирования. Его целесообразно использовать данное дорожное покрытие на тех участках, где не будет высокая эксплуатационная нагрузка. Холодный асфальт имеет большой срок хранения, в таре (мешок, ведра и т.п.) может храниться до 2 лет.
Особенности технологии укладки холодного асфальта
Работы по укладке холодного асфальта необходимо проводить до -20 С. В зимний период
времени при минусовых температурах холодных асфальт желательно выдержать при комнатной температуре в течение
суток.Перед началом проведения работ необходимо очистить поверхность от мусора, грязи и пыли. Если есть
старое асфальтовое покрытие, его нужно удалить. Выровнять края в области проведения работ, и обработать площадь
жидким битумом для обеспечения высокой адгезии. При глубине ямы более 20 см на дно можно уложить слой щебня.
Равномерно распределить по поверхности смесь асфальта при помощи специальной техники
или вручную. Толщина слоя должна быть не менее 5 см. Также при укладке асфальтовой смеси требуется отсыпать
уровень на 2 сантиметра выше уровня целостного покрытия. Это связано с тем, что после трамбовки холодный асфальт
уменьшится в объеме. Уплотнить асфальта, используя катки или виброплиты. Необходимо следить за тем, чтобы
асфальт был плотно утрамбован, и не было воздушных пузырей. Уплотнение следует производить от краёв к центру,
по принципу спирали. Процесс уплотнения можно завершать, когда следы от трамбующего инструмента перестанут
оставаться на асфальте/ После укладки асфальта необходимо удалить излишки материала, проверить качество работы
и при необходимости провести дополнительные работы по устранению дефектов. Отремонтированную площадь необходимо
посыпать песком. Также важно обеспечить уход за покрытием, чтобы продлить его срок службы и сохранить его
качество. Движение по отремонтированному участку открывают сразу же.


Преимущества холодного асфальта
- возможность использовать даже в холодное время года в разных климатических условиях;
- не требует специального оборудования для нагрева, что делает его более удобным для небольших ремонтных работ;
- быстрое затвердевание холодного асфальта позволяет быстрее возобновить движение по отремонтированному участку дороги;
- длительный срок хранения без потери своих свойств;
- простота в укладке, не требует дополнительных навыков и оборудования;
- экономичен по сравнению с другими видами асфальта;
- широкая доступность в удобных упаковках;
- более безопасный процесс укладки холодного асфальта, так как нет контакта с горячими материалами.
